Может быть, цикл этих лекций немножко расширит интерес к этой теме,
которая 25 лет была под спудом развития шоу-бизнеса, бессловесного, я бы
сказала физиологического творчества и потери интеллект-духовного импульса,
который, как мне кажется, является нашей национально - -отличительной чертой. Я
не могу не верить, что это так. И в доказательство тому, что я сейчас говорю, я
прочту всем известный текст (кроме середины).
Вы помните Тургеневское
стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах
моей Родины, ты один мне поддержка, опора. Ты – великий, могучий, правдивый: о,
свободный русский язык.Не будь тебя,
как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома. Но нельзя не
верить. Что такой язык не был дан великому народу».
Я тоже верю, что народ велик и что при всех
испытаниях все-таки есть внутренняя, духовная опора, которая должна помочь
народу встать во весь рост.
О том же говорит И.Бунин:
Молчат гробницы, мумии и
кости.
Лишь Слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом
погосте,
Звучат лишь письмена
Эти эпиграфы говорят о том, что никогда не
было благополучно в России и,благодаря
этому или вопреки, культура продолжала свою работу, и пахота совершалась на
духовной ниве, чем труднее тем глубже борозда.
Сегодня по телевидению, глядя очередную информационную
передачу, я услышала, что на поле выпустили какие-то малокалиберные тракторы и
самое трудное – держать прямо борозду. А ведь что такое культура? если
говорить из глубины смысла?
Культура – это пахота, а всякое отклонение от
борозды - это огрех (грех). И культура – это попытка сохранить борозду. И в
русском языке масса всяких поговорок на эту тему.
«Добрый конь борозды не испортит»
и др. Так вот на нашей пахоте сейчас очень сложные времена и речь ушла в чисто
информационную сторону, она теряет свою глубину, она теряет свою
духовно-душевную оснащенность и постепенно-постепеннопревращается опять таки вм е ха н и зм. От неё трудно ожидать
благих всходов. Думаю, что это все-таки не навсегда. Это не должно быть так,
потому что самое живое, самое насущное, что у нас есть в общении. В возможности
каким-то образом сохранить человеческое существование – это наша русская речь,
это то, что нас связывает, то, что дает нам возможность постигать друга,
открывать новое и новое друг в друге и в мире, и только речь констатирует и
собирает это новое, жизнеспособное.
Культура - это удивительное древо, которое
растет и покрывается все новой листвой. Мы же недаром говорим: «Одеревенело»
что-то… Что же такое дерево? Как оно растет? И каким образом оно осуществляет
свое обновление?За счет кончиков
веточек и самых нежных листиков растет! И вот к этим нежным листикам от корней и
от самих листиков, по тонкому слою, живой прослойке, колеблясь (жидковатой
субстанции, близкой к человеческой сукровице) идет этот обмен. А внутри – тот
слой постоянно деревенеет! Каждое кольцо – это новое и новое одеревенение,
заключающее в себе время (и кора такая же одеревенелая). И вот только кончики
веток оснащают и оживляют, придают живой смысл дереву – такова же и культура:
от корней, тянущих воду-ведение постоянное обновление дает культуре питание,
дыхание и- главное - объединяет людей
таким образом, что мы можем чувствовать, что наша эпоха живет. Потому что мы
все время ощущаем какую-то недостачу! То, что я сейчас прочла, а поэты - самый
чувствительный орган нации – ощущали всегда эту недостачу! Им всегда хотелось
пробиться в новый выход сквозь плотный слой привычности и одеревенелости в
новое дыхание, в новый свет, в новую информацию, которая дает общее обновленное
дыхание. И мы этим дышим.
Удивительно то, что культурном движении задействовано наше восприятие и
речь (главный орган). А что такое восприятие?Это очень тонкая и чувствительная мембрана, которая все время принимает
волну извне, отзывается на нее и отдает свою реакцию сознания.
А что ж такое слово? Откуда оно и каким
образом оно стало нашим насущным достоянием? «От слова молчащего – к слову
звучащему» - такова наша тема. До того, как появился печатный станок, слово
существовало и было основой человеческого обмена и развития. И через фольклор
из уст в уста все время набирало оно жизненный опыт из человеческого проживания
разных поколений и скапливало в фольклорной речи мудрость народа. И всем вам это известно.
Слово – корень ЛОВ. «С» -
собирательный импульс.
Кто-то ловити остальные собирают. И таким образом слово
становится обменным накопителем того, что уловлено и собрано.
Удивительна эта область, если в нее не углубляться,
мы со временем теряем ощущение слова, как живого организма. А это организм
удивительно емкий!
Он славливаети несет в себе удивительную информацию! А мы считываем всего только
самую поверхность!И поверхность еще
затирается.
…Маяковский говорит: «Как стершийся пятак».Мы теряем ощущение словесности как живого
организма, абсолютно существенного и жизненно важного для нас.
В словесности присутствует и глубина и – многозначность, и объем. А
когда мы касаемся художественного произведения, то это уже концепция и глубина
и объема, и многозначности.
Что такое творческий акт рождения нового
произведения? Это эмоциональная взрось, которая тут же рождает мысль, которая
выбрасывается и как огненная молния пронзает явление и событие, которое
взволновало, встревожило, освещает его целиком, и границы этого явления
высвечиваются. И, чем шире, глубже у автора кругозор, тем пространнее он
воспринимает, ощущает границы этого явления и собирает образ.
Так появляется поэтическое произведение, где глубина и ширина охвата в
конечном счете есть та классичность, та глубина, та жизнь во времени, которую
гениальные авторы оставляют людям и культуре. Мне кажется, что поэтическое
слово дает нам такую возможность, что, прикасаясь к авторским озарениям, мы
можем, помимо того, что со-вибрировать, со-знавать, со-чувствовать,
со-переживать… для нас это, все-таки, какой-то урок. Прохождение сквозь наши
тенеты.
Мы же все живем в очень сложных и …затемненных пространствах … Нам
очень трудно увидеть перспективу и возможность существования. И вот поэзия, высшее, как мне кажется, из
проявлений искусства, дает возможность света, пробивания затемненного покрова
над жизнью: если говорить о творчестве как таковом, то только поэт остается сам
с собой: у него ничего нет: ни музыки, ни нот, ни музыкальной фразы, которая
уже несет в себе эту эмоциональную волну – тут все выражается в слове!
«И
сколько дорог, ведущих в поэзию, когда никуда уже нет дорог» (М.Яструн.)
(А в
других искусствах обязательно есть опосредованные инструменты или возможности,
которые участвуют в воплощении творческого акта). И только в нашем искусстве
(словесном, речевом) живое и постоянное присутствие человека дает право этому
искусству существовать и развиваться.
Когда я слышу, как сейчас молодежь при помощи SMS-ок
отправляет какую-то информацию и
уже говорит так, чисто скупыми, газетными фразами... Они теряют
ощущение и
широту охвата, и – пространства! В этом телефоне уже сосредоточивается
все! Жизненная необходимость. Как? – говорят они, - без мобильника я
«жить не
могу»!
А что собственно он дает? (Я это поняла! Год назад, когдая практически была отрезана от мира, не имея
телефона и как он (телефон) здорово мне помог!!)Дает он этот ручеек общения, избавляет от
одиночества, но он заужен до технического средства. Очень странно у человека
устроена его дуальность - двойственность душевного пространства:он – и творец и – вытворятель, он ищет
красоту и – останавливается на красивости.
Он – творец в Искусстве – и
останавливается на искусственности.Эти
пары удивительно близки! И – вместе с тем все то, что не поднимает вверх и не
развивает и не обновляется, – оно проще! Оно ближе! Оно всегда , к сожалению,
имеет свою траекторию вниз, к горизонтали. Оно не дает ощущения этого
расправления, взлета, расширения кругозора (объема).
В поэзии, как мне кажется, есть то чудо, которое всегда сохраняет живым
слово. Но оно находитсяв концентрате. И
этот концентрат (как и всякий другой) неудобоварим. Всякий язык (поэта) надо
сначала выучить; у каждого поэта свой язык. Для того, чтобы поэта понимать,
конечно, надо вчитаться, конечно, приобщиться к его стилю, к его языку, к его
кругозору, к его проблематике. Тогда раскрывается кладезь мудрости, которую
данный поэтнесет людям.
Что касается русской поэзии, - удивительно, - она всегда сохраняла в
себе живой импульс общения и помощи. Взаимодействия. Взаимоотношений. Очень
редко, когда поэзия, русская (настоящая!) замыкалась сама на себе. Она всегда
выносила проблемы наружу для того, чтобы через собственную боль автора сформулированную
в образе произведения (суть?) сохранить как некое продвижение сквозь эту боль,
сквозь эту замкнутость на человеке. Потому что субъективность всегда завернута
внутрь человека.И, для того, чтобы
каким то образом разворачиваться лицом к обществу, нужен образ, нужно это
осмыслениесвоего субъективного акта
(чем и занимались всегда наши поэты). Это удивительно, - когда раскрываешь
книги, начинаешь проникать в поэтический ход мыслей и чувствований поэта. Ты
вдруг чувствуешь, - до какой степени он озадачен тем, чтобы не ушло в песок то,
что он открывает, чтобы это осталось людям, чтобы они приняли это, и чтобы это
помогло им в какую-то трудную минуту.
Открываем, например, Н.Гумилева. И читаем стихотворение «В оны дни…»
Мне кажется к SMS-кам это имеет прямое отношенное.
Потому что, это – «Пределы естества». Человек ограничил себя: обездушил свои
органы:
1) зрение, создав массу предметов: от очков до телескопов и компьютеров,
окружая себя все новыми способами для проникновения;
2) лишил себя ног (машины);
3) лишил себя хорошего настоящего слуха, получив телефоны и т.д. и т.п…
Мы перестали сами слышать это!
Мы перестали сами видеть!
Мы перестали сами
осязать!
Мы перестали сами ходить…
Не совсем, конечно, но мы ограничиваем
максимально все эти функции и поэтому происходит такое внутреннее разрастание
мозговой комбинаторики и отпадение всех наших средств и возможностей, которые
прежде были невероятно подвижными чувственно, мощными. Они открывали объятия
миру, они двигали горами… если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к
горе!Понимаете, какое было ощущение
этого движения! Того, что сейчас уже мы не имеем. И – не только в поэзии! Для
нас сохраняется эта широта возможностей, дыхание, ощущение восприятия и
переживания! Всю их глубину сохраняет поэзия.Мы бежим от переживаний, мы всячески устраняемся от эмоциональных ударов
в глубину своей души. А ведь в жизни только препятствия создают настоящее движение и развитие. Опыт пройденных препятствий дает человеку ощущение своего
самостояния. Собирание препятствий и воплощениеихв каком-то пройденном опыте,
да еще культивированном, да еще погруженном в красоту… А что такое красота? Это
– гармония! Это прохождение той борозды по золотому сечению, когда соответствие
частей удерживает в целостности произведение; не развивает, не рассыпает, а удерживает
в целостности!И эти произведения живут
в мировой культуре во всей своей красе и свежести веками!
А что сейчас происходит? Берут старое
произведение, начинают его препарировать…везде!..:и в музыке, в скульптуре, и -
в художественном искусстве … -«измы» - это все разрезание на части, это все- усечение тела цельности, целостности. А
целостность – это то благо, тот мир, в котором мы живем. Но мы его не знаем, мы
его все время дробно видим, потому что мы субъективны, мы воспринимаем
частично!
Видели ли вы иногда, как человек смотрит картину? Мгновенное
перемещение глаза, собирание образа по частям. Глаз никогда не видит сразу
целиком, он улавливает частички, которые собирает потом в единый образ внутри
себя, в своем восприятии. А произведение искусства дает нам этот целостный
образ, где все уже собрано, где куда-то можно погружаться, в котором мы можем
получить ту эмоцию, которую автор, проводя через себя, как огненное
воздействие, остудил в форме. Потому что форма в произведении есть носитель
содержания.