Четверг, 30.01.2025, 21:21
Приветствую Вас Инкогнито | RSS

Сюзанна Павловна Серова

Каталог статей

Главная » Статьи » Русская словесность » Жизнь Слова

Русская литература как носитель русской идеи. Н.Лесков
Сегодня мне хочется прикоснуться к этому таинственному океану, в котором рассказчик черпает и вдохновение, и свое творческое рвение… Потому что без того, чтобы откуда-то черпать, энергией питаться, невозможен акт творчества. Сегодня мне хотелось бы поговорить о свойствах русской литературы, которая отличается от литературы переводной. Будучи педагогом и имея возможность постоянно общаться с литературой, начинаешь чувствовать, насколько живое дыхание содержится в самом слове. А переводная литература теряет свою первобытность, первозданность ощущения живого слова. 

Слово – само по себе это – волшебство. Мы перестали прислушиваться к слову, как к живому организму.

Слово – это порождение определенных вибраций человеческой души. Оно рождается, собственно, потому, что душа – чувственная мембрана человека – отзывается на сигналы извне (восприятие), на явления жизни, предметы жизни, на объекты жизни. Отзываясь, вибрирует и, таким образом, вызывает некую взаимовибрацию между явлениями и собственной человеческой реакцией.

Из этого возникает реактивный возглас, а возглас ловит наиболее емкое выражение в глубинах души, сравнивает, отбирает. Формирует в слове. Магия, собственно начинается с первого звука. Звук содержит в себе эту таинственную отзывчивость души человека на явления.  И то, что звуки – живые существа - не надо доказывать.

 Но мы ими пользуемся, к сожалению бездумно, так же, как воздухом, в процессе жизни: мы не отдаем себе отчета в том, что это - наше питание. Не будь его, мы просто бы перестали существовать. Так же и слово. Оно приходит к нам первым вздохом, из места, в котором мы рождаемся, от наших родителей, от нашего окружения…И постепенно, впитывая жизненные впечатления, и их обозначения, ребенок начинает связывать слова с явлениями, -  и так  – в детстве - происходит этот удивительный процесс, который мы начинаем называть «жизнь» и «речь».

У автора происходит великое преображение в слово его мощных эмоциональных вибраций. Если подумать, чем один автор отличается от другого, то по собственным ощущениям мы можем понять, почувствовать, (услышав фамилию того или иного автора), что пространство вокруг нас начинает двигаться.

Пушкин
– один образ… Лермонтов – совсем  другая конструкция… (более внутреннее ощущение.) Достоевский…- это совсем другая сфера, другой образ. Я говорю – «Гоголь» - и  - опять  -  иной свет, иная аура этого слова, свечение другое и т.д. То есть, входя во взаимоотношение с автором, являющееся частью определенной культуры, мы впитываем авторов нашей литературы как нечто отдельное цельное. Но это целое начинает делиться на части, когда мы пытаемся назвать художника, пытаемся определить его параметры.

Когда мы говорим «Пушкин» - невероятно ярко вспыхивает солнце, вспыхивает свет. Когда мы говорим: «Лермонтов»- мы ощущаем некий сумрак, некую тучу, которая прикрывает свет и ощущение вибраций становится внутренне напряженным.  Когда мы говорим : «Гоголь» - у нас ощущение дальности и какого-то такого замечательного аромата, через который , как через волшебный кристалл преображается жизнь, и мы начинаем видеть, ощущать образы в самых разных поворотах, в подвижности. Там нет статуарности, хотя он пишет: «Чуден Днепр при тихой погоде…Величавая быстрина»  Да!

«Быстрина»! Это слово определяет все. Потому что под этой тишиной находится быстрина.
Если мы продолжаем разворачивать дальше образ автора и начинаем  припоминать произведения, которые, как знак, связаны автором…Например: «Евгений Онегин» и «Тарас Бульба» - это совершенно разные конфигурации, совершенно разные внутренние ощущения, разные пространства, рождающие в нас отношение к ним. А когда мы еще детальнее начнем смотреть на эти вещи, мы начинаем прислушиваться и понимаем, что в авторе работает мощная, энергетическая, эмоциональная отдача, которая окрашивает и события, и героев, и время, и – узловые моменты жизненного процесса, – он всегда дышит определенной энергетикой личности автора, совсем не похожей друг на друга. Не это ли определяется термином: действенное слово?

Нельзя сопоставить энергетику Гоголя с  энергетикой Чехова: это – разные субстанции, потому что разные души, разные творцы, от которых исходит абсолютно разная волна, идущая к нам из творческого горнила авторов и их произведений.

Я хочу поговорить о настоящей, только о настоящей русской литературе…


Интересно, что авторы, которые очень активны по отношению в своем активном отношении к внешнему миру, быстро и эмоционально захватывают наше внимание, впечатление. Совсем иное происходит с авторами, которые сами слушают время, слушают события, слушают героев, прислушиваются к жизни и, - выглядывает в их произведениях нечто внутреннее, нечто сущностное, нечто такое, что принадлежит только этому человеку! Не надевают образ на героя, а выглядывают, выслеживают, высматривают…
Выпытывают его.


Как замечательно говорит Тютчев:    
«Не верь, не верь поэту дева,             
                                                                                            ……………………………………….
 он не змеею сердце жалит,
 он как пчела его сосет»


 Вот это самое ощущение: как пчела – высасывает события из мира, из личности,очень свойственно автору, с которым я бы хотела вас свести – с Н.С.Лесковым.


Удивительно, что этот автор и в свое время и ныне остается в какой-то тени внимания и понимания.

Он не стоит в 1 ряду, несмотря на то, что он гений. И я смею это утверждать хотя бы потому, что раскрыв любое произведение, вы найдете строки активного отношения:


Эх, Русь моя, Русь родимая! Долго ли мне воландаться с твоей грязью и нечистью? Не пора ли очнуться, оправиться? Не пора ли разжать кулак да за ум взяться? Моя родимая многохвальная! Полно дурачиться! Полно друг другу отирать слезы кулаком да палкой! Полно друг друга забивать да заколачивать! Нехай плачет кому плачется. Поплачь ты и сама над своими кулаками. Плачь, родимая. Тебе есть над чем поплакать……………….»  


 
Я не знаю другого автора, который бы так ощущал суть российской ментальности. Этот сжатый кулак. Почему у русского человека это ощущение внутренней самообороны находится в основе общения? Почему русский человек не ощущает себя творителем добра и активным деятелем, а все время находится в обороне?

И наши исторические события удивительным образом это подтверждают: вместо того, чтобы встать в полный рост и жить своей собственной жизнью, мы все время от чего-то обороняемся! А жизнь далеко не незаметная, далеко не менее интересная, не менее значительная, не менее влиятельная в мире, чем все то, что нас окружает.


И вот благодаря этой сжатости, сдавленности, настороженности и неуверенности в себе русский человек не ощущает лесковского гения в его полноте и основе. Потому что другие авторы, такие, как А.К.Толстой, его современник, активно формулировал свою позицию, Лесков позицию не искал. Он жил внутри России, слушал ее, впитывал ее дух и, питаясь ее нектаром, все время искал в человеке его благородное самостояние, его чуткую душу, ту самую незаметность, которая выше всякой заметности. Потому что если нет жажды… если энергия не уходит в гудок, то она концентрируется внутри существа. И в этом смысле Лесков – непревзойденный  автор.

В наше время безгеройности, мне кажется, очень важно обращаться к авторам не к тем, которые «метят в герои», а искать живую струю, ту самую основу.

В чем «русская идея»?

А вот в этом: в живой струе, в  «безгеройности», в этой внутренней открытости недр. Это удивительно, что наш русский человек очень похож на нашу землю. Она широка, она пространна, она много хранит в своих недрах. Русский человек не любит, не понимает этой тяги построить, закончить, облизать, вылизать и – любоваться, смотря на дело рук своих. Нет! В основе сознания человека русского ширь и даль его влекущая. И постоянно у него есть ощущение, что «за морем - телушка - полушка, да проезд алтын». У него постоянно есть ощущение, что повеет ветер и принесет истину, и то мы нюхаем справа, то – слева, то – сверху, то – снизу, и все нам кажется, что ветер приносит нам что-то новое, что-то нас обогащающее, а на самом деле  - неправда это! Правда, все-таки, находится в той почве, на которой мы стоим.

 Как говорит Пушкин:


                                                                             Два чувства дивно близки нам,
                                                                             В них обретает сердце пищу:
                                                                             Любовь к родному пепелищу,
                                                                             Любовь к отеческим гробам.
                                                                             На них основано от века
                                                                             По воле Бога самого
                                                                             Самостоянье человека
                                                                             И все достоинство его


Вот это достоинство, это самостоянье и есть основа поисков Лескова во всех его произведениях. И о ком бы он не говорил: о самых ли маленьких людях, или покрупнее, - его не интересует величина этого человека снаружи! Он видит величину человека изнутри! И это удивительно!

(Цитата:»У нас многие думают, что…»)


Я не знаю более современных текстов. Обертка, за которой сейчас погнались мы в демократии, в освобождении от границ, после снятия железного занавеса, погнались за обертками… И снова-то они  посыпались как из рога изобилия откуда-то, с чуждых сторон…

А все эти чужие слова - опять–таки – затемняют нам наше виденье! Это все временная смута, завеса,  витрина! Это – все реклама! Это – все время не истинная суть! А то, что разбивается вокруг нас. Но когда же, когда же, наконец, мы будем доходить до сути собственной жизни? Она у нас  - богатейшая. Она у нас -  многозначная!


Все мои лекции, собственно направлены на то, чтобы оживить пульсацию общения со словом в сегодняшнем дне, потому что невозможно слышать, как речь наша засорена чужими, марочными, брендами, лейблами, наклейками,...ярлыками далекими от истины, обозначениями явлений.


Ф.М Достоевский
говорит в «Сне смешного человека»: «Сейчас понятия о любви выше, чем сама любовь, понятие об истине выше, чем сама истина».

Друзья мои, как ни смешно это звучит, но это же привито нам! Мы все время удовлетворяемся как бы внешним обозначением самого явления! Внешним, поверхностным! И нисколько не углублением внутрь.

Если мы не начнем прикасаться к более глубинным слоям, у нас всегда есть возможность скатиться по гладкой поверхности, а она всегда бывает покатой.

В моих рассуждениях сквозит тенденция, чего я собственно, не хотела. Потому что истина не требует тенденциозности. Она должна приходить от искренности, ясности, от живого чувства, от вдохновения.

В самом этом слове «вдох–нове-ние» есть яркий смысл,  что кто-то что-то в тебя вдыхает! (новое)

Действительно, новизна вдыхается, и творческие люди знают, что в это время появляется вос-торг  и вос-хищение. Эти слова имеют отталкивание от торга и хищения, от всех тех чувств присвоения, жажды взять себе вместо того, чтобы отдать и раствориться в прекрасном! Если мы не начнем это понимать, то это самое прибирание нас к рукам кончится очень плачевно! Потому что загребущих рук не так уж много, но они принадлежат влиятельному количеству людей. И в результате происходит то отслоение тела народа от рук его (захватывающих) и тело начинает истощаться и погибать, что мы сейчас и наблюдаем. Потому что захватывающие руки сейчас простираются из-за моря к нам. И от нас, туда же.

Все эти проблемы веками и веками на Руси были актуальны. Н.С.Лесков удивительный писатель и удивительный человек, будучи абсолютно народной личностью, не отделял себя от той среды, в которой он родился, жил творил.

Отец его служил в уголовной палате, и он сам, не окончив гимназию, пошел служить туда. То, с чем первым он встретился,- это уголовное право, где достоинство человека подвергалось давлению, сомнению и становилось моментом осуждения, подавления и наказания. И, когда это происходит с человеком чувствующим, он ярко и глубоко реагирует на жизнь, и как реакция возникает сочувствие и сопереживание. Эта жалость – то внутреннее жало, которое вонзилась в душу Н.Лескова и не покидало его всю жизнь. И жил этот человек с удивительным чувством собственной вины (постоянной) перед всем тем, что он видит! Это рождало в нем желание каким-то образом разобраться, понять человека, осветить ту его внутреннюю сущность, которая у каждого человека прекрасна! У каждого! Потому что очень часто эта сущность просто спит, или - спрятана, или задушена, или задавлена…Не будем  говорить о словах, которые есть чистая ложь, не относящаяся  к области творчества и наших рассуждений, но благость человеческого существа невероятно нежная, хрупкая и тонкая вещь, тонкая!

Для Н.С.Лескова эта тонкость была, как …  благоухание. Он к ней относился с такой нежной почтительностью, что всякое прикосновение к личности человека делалось для него праздником. В его произведениях присутствуют разные люди. Это было время, когда сословные иерархии рассыпались (распадалась сословная лестница). Это было время отмены крепостного права, когда сотрясались устои государства, когда появлялись разноученья и люди низших слоев вдруг почувствовали, что они есть! Что они могут смотреть на мир не из-под вышестояших сословий, а видеть себя и мир свободно, такими, какими они рождены. Но – легко сказать, но трудно сделать! Можно было отменить крепостное право указом, но отменить его в душах – невозможно. Мы до сих пор влачим на себе вериги, остатки этой внутренней закрепощенности, потому что она продолжалась в самых разных вариациях несвободы человеческой. Я думаю, что главный ключ к лесковскому творчеству находится вот здесь. Он всегда искал свободу и повод к этой личной свободе человека. А сильные мира сего этого никогда не хотят! Никогда не хотят!  


Поэтому Н.С.Лесков никогда, ни в какую пору не был угоден! Он не становился знамением, как мог Толстой стать (зеркалом русской революции), Лесков не мог! Потому что он всегда , в любой ситуации искал в своем творчестве свободу человеческого существа, его неповторимость…В самом мелком, самом задавленном, самом незаметном существе.  Еще хочется сказать, что когда соприкасаешься с литературой, ты как бы питаешься от произведения. Оно питает тебя, а потом начинается отдача.

Невозможно, начитавшись настоящих авторов не понести в душе эти вспышки, эти факелы, эти огни, которыми авторы зажигают в нас желание – нести это людям. Потому что все произведения литературы рождаются от страстного желания что-то в мире изменить, что-то миру приоткрыть, каким-то образом приобщить к вещам мимо которых люди ходят не замечая. В этом смысле мне очень дорого творчество Н.С.Лескова, потому что эта трогательная, тихая и вместе с тем очень горячая любовь к человеку заставляет и меня гореть внутренне, очень активно, желать этим горением что-то защитить, каким-то образом дать возможность войти в резонанс с теми людьми, которые меня слушают, с которыми мне хочется общаться и которым мне хочется отдать находки, драгоценных качеств автора.

 Лесков был очень самокритичный человек. У него было много моментов, когда он попадал в страшные стрессовые ситуации. Он писал статью о том, что в Петербурге начались поджоги (это актуально и на сегодняшний день). И писал начальству: снимите вину с людей, которые этого не делали. А восстали на него все: и те, кто делали, и те, к кому он обращался. То есть на него покатилась страшная волна недовольства. И он был так ошарашен этой невероятностью, что бежал за границу. У него были жуткие приступы! Он – незащищенный человек. Это – русская душа. Его открытость была камнем ушиблена и он не мог ни понять, ни объяснить, почему была такая реакция. У него было искреннее желание снять вину с тех, кто этого не делал.

И подобных событий в его жизни происходило немало. Когда он стал уже маститым писателем, когда вошел в ряд первых писателей своего времени, было издано первое 8-томное собрания сочинений. И вдруг священнослужители увидели в 8-ом томе, где были напечатаны «Соборяне» - критику! Критику на людей духовного сана. Он все время хотел вычистить храм от торговцев. Это было его сокровенным желанием! Потому что он истинной христианской душой истину видел. Но все те люди, которые находились снаружи,
имущие, это не потерпели, они перевернули… и сожгли 8-ой том его изданий. Это был такой удар, после которого Лесков оправиться не мог.

Но – скажите: не дороже ли тот писатель, который на самом деле ищет все время драгоценное зерно, сущность, а не форму, не обертку, не формальность, не некое понятие о деле, а его существо? Мне кажется , что именно сущность писательская дает нам возможность как-то приобщиться к духу творящего человека. Не то, что он пытается «теоретически пронести», например рассказ Л. Толстого для школьников, детей, где проводится мысль о благих поступках. Они были тенденциозные! Сухие! В них настолько превалировала тенденция, что, как мне кажется, Л.Толстой уходил от своей творческой художественной сущности. Он умел охватывать события в пространстве и времени и в глубину, главное, шел, а, когда он стал тенденциозен, он стал поверхностен, и его произведения стали превращаться в дидактику.

А это губительно для искусства! Искусство должно все время дышать, его нельзя закрывать колпаком заказа. Тогда нет связи авторской внутренней среды с внешней социальной.

Сегодняшние девчонки и мальчишки? Что им до 19 века? С проблемами какого-то кадетского корпуса, до крайнего Севера, до очарованных странников, или …людей, которые в период ледостава по цепям переходят реку, чтобы перенести икону и снять с нее печать (которыми были, как еретические, запечатаны староверческие  иконы). Это ведь тоже зверство. Подумайте: существовали и существуют святыни, в которых творцы вкладывали всю свою душу, все свои самые нежные, самые святые, самые тонкие чувства совести, веры, надежды и любви! И на эти иконы ставили сургучную печать, т.к. староверческими были иконы (не такие, какие принимала внешняя церковь). Но, ради того, чтобы святой лик очистить, эти люди готовы были пройти через замерзшую реку в страшный мороз и ветер по цепям, которые были натянуты…вместо моста.

Думаю я (если говорить о вдохновении), что вдохновение их вело! Вдохновляло в них Дух тех эмоций, который находится над нами всегда. Мы прикрыты от него и – своим собственным представлением о жизни, и – нашими социальными представлениями, и государственными и т. д.  Человек закрыт от высшего того приобщения к всецелому, закрыт бесконечными словами – отражениями! И как трудно добраться к Духу, особенно современным людям, которые все время находятся под крышкой многослойной внешних установок!

Так вот, вдохновение, как мне кажется, приходит только к любящим людям. Только когда человек возлюбил, к нему может прийти вдохновение. Любовь – это такая сильная волна, которая пронзает невероятные пространства, одолевает преграды, рождает невероятную отдачу. Мы знаем, что любящие люди чувствуют друг друга не расстоянии. Любовь может раздвигать стены, любовь делает чудеса, но только такая любовь, которая идет «от себя» к другому существу.

Это самое главное(условие): чтобы энергетический ток силой любви от себя, а Н.С.Лесков, человек и автор, шел горячей волной от себя к человеку, которого он чувствовал, как себя. Второе, как мне кажется, - это очень важное ощущение того, что за пределами видимости есть нечто большое; могущественное и, в целом, объединяющее все на свете. Это, очень важное чувство, оно религиозно, оно делает человека духовным. В духовности человека и есть тот самый ключ, который соединяется с вдохновением (духовность и вдохновение – одного корня слова). И есть еще третье, очень важное, которое делает неожиданным действие этого вдохновения, когда на человека нечто снисходит. Это – самозабвение. Мы не отдаем себе отчета, что это такое. Ведь мы  все время держим в памяти самих себя, такого – наше «устройство». Мы же не чувствуем своего облика, мы воспринимаем себя изнутри через отражение, как бы зеркально!

А для того, чтобы сознать себя в памяти, надо осознавать. Но в творчестве это – удивительная вещь! Артисты, художники, писатели – удивительно (!) –все время  видят сами себя перед собой. Это явление труднообъяснимое.

Басков – он все время любуется сам собой, все время видит себя! И – ничего другого. И таких артистов много. И – писателей! Они прекрасно владеют слогом, прекрасно владеют ремеслом. Но вот этого ощущения « ..душой исполненного полета» нет. Полета у них быть не может, потому что они все время ограждены собственной оболочкой, кокетничают со своим обликом. Самозабвенность дает выход,  как сквозь зеркало, начинает прорастать сквозь скорлупу, сквозь твердую оболочку, такую корку, которую… мы молотком  разбить не можем!

А этот тоненький росточек с легкостью одолевает скорлупу и выходит на свет, именно потому, что эта самозабвенность устремленная вовне.

Почему я это утверждаю? Потому что все, что внутри, все уйдет в этот росток, там ничего не останется! Устремленное к свету рождает новое существо. Так вот, это качество, как мне кажется, невероятно присуще Лескову. Самозабвенность. Это очень благородное свойство. Знаете, когда он умирал, какое завещание он оставил?: «Не говорите обо мне ничего, когда я умру, потому что обо мне можно сказать много плохого, но я слишком хорошо знал, что во мне плохо. Поэтому лучше помолчите». И на похоронах была полная тишина. Но она была так многозначительна и так говоряща, и так благородна, и так благодатна, и так благодарна, что была гораздо значительнее слов! («Слова – серебро, молчание – золото»).


Золотой нимб над этим человеком (хочу я этого или нет ), у меня все время в глазах. Потому что это стоит настоящей,  скромной, внутренней святости, не почерпнутой снаружи, а несомой внутри, как факел, как огонь, как собственный свет, который он все время хранил, все время его поддерживал на месте вскрывал все время чувствовал, что его может затмить нечто в нем самом.

 Так вот эта самая  работа в самом человеке; ничего благодатнее, ничего благороднее, ничего сильнее, а, главное, действенней, - нет. Никаким жестом, и никаким перстом из человека не выжмешь тьмы, которая в каждом из нас водится. Чехов говорил: «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба».(Навязчивая фраза у нас в ушах). Подумайте! – Чехов, который умел смеяться, который ерничал. Который был очень ядовит, остер! Он-то чувствовал, что человек все время находится в рабстве у каких-то понятий, представлений, внешнего поведения… И он хотел, изо всех сил хотел, чтобы этот налет был соскоблен, и чтобы он был виден себе самому. Он сам в себе это видел. И он сам у себя постоянно выжигал...


...а уж что говорить о Лескове, который в своей скромности и в своей закрытости был невероятно работоспособен, все время горел жаждой творить ради того, чтобы еще и еще какие-то области русский жизни открыть как Красоту, как Благородство, как неповторимую Чистоту, Ясность, и – Сочувственность. Вот в этом, мне кажется, в русской литературе главное богатство, которого я не знаю по яркости, светоносности в других литературах.

Мне трудно говорить(судить об этом), потому что я  - не полиглот. Но все-таки это – свойство русской души. Ее неповторимая глубина.

(Вызвала ли моя речь у вас… желание поспорить, возразить, и т. д. Так как, я хорошо знаю, что подчас горячность бывает тоже пороком. Я вас все время как бы шпарю своим жаром, и это не всегда бывает благотворно; потому что у людей возникает естественное желание закрыться от этого постоянного потока. Если это не так, я очень рада)

Цитата на ту же тему: «Не дай нам родиться …сиротливым»


Здесь, мне кажется Лесков  со всеми своими внутренними болями, страданиями, внутренним чувством несправедливости. Хотя справедливость – это очень субъективное понятие: что справедливо для одних, несправедливо для других.
 
Но, мне кажется, так характеризует автора, как ничто другое...  Произведения (маленькая его повесть), и когда был взят этот отрывок ("Житие одной бабы"), и произведение цельное и очень могучее. Он его пытался назвать «Ангел в лапоточках», - но не вышел роман с таким названием.

А я хотела бы с вами поделиться произведением, которое называется  «Тупейный художник»


(Читает  «Тупейный художник»)


Мне хочется на хорошей и радостной ноте закончить наше с вами общение тем, какое счастье, что мы умеем возможность приобщаться к творчеству, порывам души таких неповторимых людей, как наши писатели. Это такое счастье, это – такая радость, это такая гордость, величие, что у нас есть такая замечательная, прекрасная литература.

И я желаю от всей души, чтобы вы все, сколько вас ни есть в зале, всем детям, которые у вас, их близким всячески, при первой же возможности советовали читать как можно чаще!

Потому что никакое ТV, никакое радио не заменит живое общение с книгой, с образным восприятием  писанного; (у нас писанное преображает)! И, если мы читаем часто, то душа наша развивается, она делается как бы ясновидящей. Она начинает преображать печатное слово в видимое.

С П А С И Б О! 
Категория: Жизнь Слова | Добавил: Admin_Helen (17.01.2010)
Просмотров: 796 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
1 Admin_Helen  
0
А ведь действительно, в отличие от многих других псевдоавторов - эти слова Лескова:
"Эх, Русь моя, Русь родимая! Долго ли мне воландаться с твоей грязью и нечистью? Не пора ли очнуться, оправиться? Не пора ли разжать кулак да за ум взяться? Моя родимая многохвальная! Полно дурачиться! Полно друг другу отирать слезы кулаком да палкой! Полно друг друга забивать да заколачивать! Нехай плачет кому плачется. Поплачь ты и сама над своими кулаками. Плачь, родимая. Тебе есть над чем поплакать………………. "

КАЖДЫЙ запросто отнесет к себе самому, будто бы было индивидуальное обращение, - веришь автору!

а некоторые его произведения - имхо - казались мне на том же уровне, если не выше. как сказки Оскара Уайльда.

Это писатель - один из великолепнейших


2 Admin_Helen  
0
angry

а вот с этой - совершенно далеко и непонятной фразой пушкина - согласиться вообще не могу и не хочу имхо:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
И все достоинство его


3 Admin_Helen  
0
Ф.М Достоевский говорит в «Сне смешного человека»: «Сейчас понятия о любви выше, чем сама любовь, понятие об истине выше, чем сама истина».

"Друзья мои, как ни смешно это звучит, но это же привито нам! Мы все время удовлетворяемся как бы внешним обозначением самого явления! Внешним, поверхностным! И нисколько не углублением внутрь."

Страшное прозрение... Деритуализация и детабуизация всего происходит - нам дают видимость жизни на экране, во сне, в "Матрице". Ласковая смерть


4 Admin_Helen  
0
biggrin

"Сегодняшние девчонки и мальчишки? Что им до 19 века? С проблемами какого-то кадетского корпуса, до крайнего Севера, до очарованных странников, или …людей, которые в период ледостава по цепям переходят реку, чтобы перенести икону и снять с нее печать (которыми были, как еретические, запечатаны староверческие иконы)".

Такое же им дело, как до "Властелина Колец" или рассказов о том, как разрушал сектантство и поповское мракобесие Фандорин у Акунина. Просто надо уметь для них все это подать на современном языке


6 DJ_Gladiator  
0
В каком романе у Акунина этот сюжет?

5 DJ_Gladiator  
0
Читал сказки Лескова - действительно, очень понравилось

7 Максим  
0
Деритуализация - да. Но вот, как вы слышали, у нас в стране кинопрокатчики не взяли фильм "Анна Каренина", потому что "широкий российский зритель не знает, кто она такая".
Так вместо того,чтобы нести русское искусство молодым, народу, - в "Собеседнике" - узкая элитарная направленность, отделение от людей. А вы говорите...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Жизнь Слова [6]
Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь Слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте, Звучат лишь письмена
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0