Понедельник, 21.07.2025, 03:53
Приветствую Вас Инкогнито | RSS

Сюзанна Павловна Серова

Каталог статей

Главная » Статьи » Русская словесность » Жизнь Слова

Рассказчик – интерпретатор как союзник автора

Продолжаем цикл лекций о Слове, живом слове, которое становится зримым, не в смысле прочитанном, а в смысле претворения его в некий ряд визуализации, в смысле образности, то есть  мы можем увидеть то, что слышим.


Станиславский этому и учил: «Говорить не уху, а глазу».


И в этом главное свойство живого слова: образ, возникающий в процессе художественной интерпретации текста, становится объемным и столь зримым произносящему, как и слушающему, что видения чтеца проецируются в зал, происходит некое общение с этим зримым образом, который объединяет слушателей и рассказчика  (артиста). Это, действительно, чудо, чудо – визуализации образа. Что это такое "чудо образа"?                                               

Слова ОБРАЗ  и АБРИС  - близкие слова. Это некая граница между тем предметом, который мы охватываем и  «запределом», где его  уже нет. И эта граница может быть невероятно расширена в зависимости от того, сколько видит, чувствует и понимает это рассказчик относительно описываемого явления, и в том смысле, когда мы думаем о чем-то потрясающе красивом, красиво рассказываем, то говорим: «Ну, это сказка!..»  А что такое сказка?  Сказка есть вместилище образов, это старинное, древнее, искусстное предание, которое в процессе речений, обрастает некими подробностями, втягивает в себя все больше массы подробностей, наматывается как клубок, и несет в себе бесконечное множество частностей относительно какого-то очень важного внутреннего события.


При чем тут сказка?- скажите вы.-  Сказка - это что-то древнее, что- то дальнее, что-то старое, давно обветшалое, а сегодня- другое время!


Нет,- скажу я вам, - дело в том что сказка… Почему мы их читаем детям? Мы их приобщаем к жизни, в которой бесконечное множество препятствий, понятий, ответвлений, которые постепенно, не сразу входит в сознание человеческое. Сказки как раз хранят ту мудрость, то сознание, которое веками накапливалось в героях, проходящих через жизненные препятствия, развиваясь при этом через опыт.


Вспомним сказку «Курочка - Ряба» (в свете образа). Думается мне, что «Курочка - Ряба» - это жизнь, ведь у нее перышки- темные – светлые... Так что же происходит в этой сказке, какое событие? А в него ребенок проникает без сознания. Но архетип закладывается внутрь сознания и постепенно разматывается…


(Читает сказку)


Что же это за золотое яичко в свете образа жизни? Это- некий шанс, некое чудо явленное. Не умеем мы с чудом обращаться! Мы его бытово пытаемся все время вскрыть, присвоить, утилизировать. Оно - золотое! Оно - совершенно солнечное. Это существо, на которое надо смотреть,  любоваться, получать от него не присвоение! А присвоение всегда чревато тем, что мы поглощаем что-то и это уходит от нас. А вот не присвоение может жить бесконечно рядом с нами (мы его не схватили, не присвоили, не удовлетворили свою ближайшую потребность. А что такое мышка, которая мимо пробежала? Мышка – это мгновения, секунды, которые бегут и исчезают и уносят с собой всю жизнь. И это мгновение лишило двух людей того чуда, которое им было подарено. Его надо уметь хранить. Хранить, а не присваивать. И вот это-то и является в сказке тем самым чудом, той самой внутренней сущностью, которая дает детям ощущение тайны жизни. Этот вопрос стоит! Меня студенты все время спрашивают: «А почему -  мышка? А почему – разбилось? Все-таки разбилось?!?» Да потому что неправильное отношение было к этому явлению. Оно исчезло! Оно  «разбилось» как… растворилось – ушло в мгновение.


Удивительно,  что в русских народных сказках присутствует такая тьма

интереснейших тайн, которые постепенно открываются сознанию. И тогда начинаешь понимать; это – сегодняшнее, это – такое важное, вот- чего нам не хватало!


Например для молодежи очень важная сказка - "Царевна - лягушка". Ну, царевичи стреляли. Ну попали. Кто на барский двор, кто на болото. И каждый нашел, куда и где нашел себе невесту. И вот лягушка говорит (человеческим языком): «Возьми меня, я тебе пригожусь». Взял Иван царевич лягушку – невесту, а дальше начались испытания. Отец стал просить, чтобы невесты (не-весты!  - не ведающие еще замужней жизни !)- спекли бы пирог, скатали моток, сшили рубашку. И невеста –лягушонок сделала все лучше других. Но для Ивана-царевича это все равно было унижение. Наконец, отец созвал невест на двор, чтобы посмотреть, что они собой представляют. Иван-царевич говорит: «Слышишь – гром? Это моя лягушонка в коробчонке подъезжает…» Что случилось? Является красавица – Василиса-Премудрая на двор к царю. Чудеса она производит: озера вокруг заполняются водой, лебеди плавают…А что делает Иван-царевич? Он бежит домой, находит там шкурку и сжигает. Говорит ему царевна: «Не подождал ты 3-х дней, была бы твоя. А теперь – ищи меня за морями – лесами…в 3-девятом царстве, в 3-десятом государстве".


Что ж это такое? А это – самое главное в жизни: лишение девственности. Не дождался Иван-царевич срока, когда можно (по доброй воле, взаимно должно все было произойти).      

          

И происходит это, в жизни – важное что-то насильственно, но – опять – потеря, а не приобретение. И эту потерю каким-то образом преодолевать, каким-то образом, если возникло чувство, снова завоевывать существо, которым ты уже не владеешь. И отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Встречаются ему всякие звери… а он голодный, сердитый, но  медведя освобождает, из капкана щуку спасает и т.д. и доходит до избушки Бабы-Яги. А кто такая Баба-Яга? Ига? Это – есть иго, некая тяжесть, с которой встречается человек , набирает, несет…И как он справится с ней? Либо его задавит, либо он успеет его стряхнуть с себя? Все испытания у Яги есть эта самая борьба – накопление опыта и сейчас должно решиться: либо в доме у  Бабы-Яги он погибнет, либо – приобретет определенные знания, потому что, кроме того, что это, смерть и иго, это еще – и новое ведение (ведьма)  И Иван-царевич обретает ведение. И дается оно ему в виде клубка, который отправляет его в путь. И в результате все существа, которых он по доброй воле, по опыту жизненному освободил, теперь ему содействуют. И доходит Иван-царевич до жилища Кощея  Бессмертного, который оказывается отцом Василисы-Премудрой. И что интересно: рядом все это находится: премудрость и переход в это бессмертие. Бессмертие может быть двояким: оно может быть злым, а может быть великим духовным открытием!


Если у дочери духовная красота, то у Кощея – бессмертие. А мы все к нему  (физическому бессмертию) стремимся, забывая о том, что самая главная ценность находится внутри человека, в его внутреннем составе, духе! И – оттуда есть путь в бессмертие, а не через тело, не через подтяжку кожи, - а через  «подтяжку души» к духовным вершинам.


Подумала я и о сказке  «По щучьему велению». Странная сказка! А кто сидит на печке? Емеля ! «Мели Емеля – твоя неделя!» - есть присказка. А что такое неделя? Емеля?

Емельян – есть принадлежащий любителю слова.  Вот он и мелет:


а) 7дней-«неделимое»;  

б)  неделание


И – открывается смысл: вместо делания – болтовня.


И он получает всякие блага, очень похожие на нашу сегодняшнюю жизнь: нашел щуку зубастую, коварную, - впал от нее в зависимость, а она ему подкидывает подарки! А он на печке ездит… Разные здесь блага! И в нашем фольклоре не зря… материальные блага – это одно, а благо духовное – совершенно другое.


То, что обретает Иван в  «Коньке – Горбунке», после того, как он искупался в 2-х водах - это совсем другое счастье и благо, чем емелино приобретение – материальные блага.


Во всех этих позициях открывается та самая актуальность, которая всегда с человеком: выбор. Разнюхать тот дух, который спрятан в произведениях, - это и есть профессия рассказчика. Это такая работа, когда происходит внутреннее накопление, наматывание клубка, который потом разматывается в процессе рассказа и дает возможность нам идти за событием. А намотать этот клубок должен рассказчик в процессе проникновение в произведение. Он должен знать как, почему все сначала до конца связано воедино.


Должен чувствовать, куда это повествование развивается. Должен знать, почему так это произведение выстроено автором. И тогда, когда он знает все это насквозь, он начинает внутренне ощущать пространство. Как говорит Станиславский: «от трудного – к легкому, к понятному. От понятного – к приятному». Этот процесс – удивительный , волшебный! Он требует очень много труда! Потому что мы часто скользим по словам, совершенно не задумываясь о том, что они в себе несут.


А в русской речи  слова – это сплошная кладовая тайн и чудес. И не только слова, но и отдельные звуки.


                                                 О ЗВУКАХ


  Гласные – это дыхание, это общение с космосом, это общение с чувством…

А ! О ! У ! И !! Э… - разные звуки, разные эмоции.


   А – это открытие мира.

   О – я приобщаю а себе то, что с моей душой связано. (О! Как прекрасен мир!)

   У-у!-это-труба ! Это – в далекой точке

   Э – двойственный звук.


Написание букв абсолютно связано с внутренней сутью эмоций, которые отражают этот звук.


Это чудеса ! Как это сделали Кирилл и Мефодий? Конечно с благословением свыше. И у нас только в русском языке такой звук.


 И – детский звук. Поднимающий, зигзагообразный и – вместе с тем – звук подготовки (и-раз, и-два – взлет!)


А с согласными еще больше чудес! СОГЛАСНЫЕ:


Имеют парность. –(нет этой градации в западных языках). ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ !

       Б - бочка, бархат, бока, бутылка, барабан.

       П – пар, порох

 Б – это некий объем, который держит, замыкает в себе, а оттуда – П (изнутри), все, что вылетает, все, что борется.(единство и противоположность)

  В – внутрь

  Ф-  (изнутри)

Волна идет, ударяется о скалу и фонтан! Фейерверк! (Fare – огонь, Flame –пламя)

   Г – угол (отойди)

   К-  «ко мне» (come) подойди

   Д – звук  дома (туда)

   Т -  «оттуда» : ТОП –ТОП-ТОП… то, что стучится и хочет выйти.


Стопа, ступня выходит из дома, преодолевая эту крышу (которую родители создают над ребенком)

    Ж – жизнь, вибрация!

    Ш – Ш-Ш-Ш – шепот, сигнал тишины.


И слышится в самих звуках эта противоположность.


Пока (студенты) не научатся произносить эти звуки четко, пока они не почувствуют природу звука, его жизненную основу, пока они не поймут, что это есть творческое освоение …то есть пока мы не перестанем бубнить, мы перестанем быть людьми, принадлежащими культуре, нации, всех самых главных ценностей, которые нас делают достойными прошлого и созидателями будущего.

     ЗС  -  графичные звуки, зигзаг (z), отползание, змея, звук (пронзающая вибрация)

     С – благодатный звук в русском языке ( не S , а C!) – он замыкает на человеке все то, что он хочет в себе собрать, объединить (со-чувствие, со-переживание, со-знание…) с-вет, с-ход, с-пособ.

      Сонорные звуки – мистические звуки, п\ гл.   п\согл – длящиеся, льющиеся и удивительно емкие.

       М, встречающиеся, имеющие угол (верх) и угол (низ), прерван угол вверх тем, что есть угол-путь вниз. Это общение космических и земных миров .

М – молитва, море, мать, молоко, это основополагающие слова, как бы собраны в этом звуке и они удивительно живут в нем как … благодать.

Л – льющийся звук, ласкающий, лучевой, спускающийся на плоскость…Луч и плоскость.   

Л –удивительно нежный и мягкий звук, любовно создает некое взаимопроникновение , соединительность (липкость).

Н – во всех языках – сопротивление. (сжимай – не разжимай меня …) И именно так он пишется : Н

Р – работа, труд, и вместе с тем – угроза.

Х – выдох, ответ организма, который благодарен возможности дышать. ХА, такие вот чудеса.


Если человек начинает чувствовать, что звуки – живые существа и они наполнены смыслом, то все конгломераты, соединения звуков, дают нам представление о неких взаимоотношениях. Слова – это великое таинство, Это – великие открытия, Это – великое счастье общаться с языком на уровне его ЖИЗНИ.


И, когда мы касаемся жизни языка, мы начинаем чувствовать, что он нам дарит какие-то свои тайны великие, великое множество внутреннего содержания.


Вот – то самое С-ЛОВО, которое славливает нечто в пространстве и делает его опять-таки существом, что «словлено».


Слово спускается, как некая тайна, которую нужно «словить», которую нужно уловить, услышать и понять. И в этом смысле, опять-таки, тайна открывается в самом слове, как глубокая емкость, содержание и смысл которой постепенно наполняется человеческим сознанием. Таким образом, я движусь от сказки к вещам, которые открываются и делаются актуальными за счет того, что они оказываются понятными, становятся ощутимыми. 


Стоило нам ко всему этому прикоснуться, как мы ощущаем, что это что-то живое, трепещущее, вибрирующее, посылающее свою волну.


И, собственно говоря, у каждого автора есть своя волна, которую он посылает читателю и людям, которые желают общаться с произведением, которое он создает.


У человека творящего всегда есть внутренняя потребность, необходимость, желание воплотить (перевести в плоть) некое живое содержание, некую идею, нечто, что он хотел бы донести до других людей. Один произнес – сотни услышали. Та сотня сказала – услышала еще сотня, и т.д. Таким образом, это становится общим достоянием.


 И, когда начинаешь касаться авторов… Унас студенты моночитающие – они ТV–ого воспитания люди…В связи с этим происходит некое омертвение душ, высыхание внутреннего воспринимающего устройства, отмирание, онемение мембраны.


Понимаете, чтобы что-то в себя вобрать, нужно иметь объем, емкость, а если ее нет, - некуда вбирать, плоско там! Часто говорят: «Это моя индивидуальность!»…


Индивидуальность – это широта охвата, а не узость, если говорить о творческой натуре.


Со-беседник . Великая вещь, - слово с «со» (замок, кольцо, куда входят эти собеседники). 

Так назван наш коллектив, который существует с 1939 года, и он живет вопреки тому, что сейчас потерян интерес к слову.


Его заменили чисто информационной культурой, СМИ и стуком и грохотом инструментария, который оформляет чисто физическое пребывание артиста на сцене. Он колышется, зал колышется и это колыхание, как бы подменяет собой общение и со-беседование.


Со-беседование – это внутренний процесс, а не внешний.


И на него, конечно, нужно гораздо больше сил, энергии и усилий. А усилия делать всегда лень: всегда присутствует некое ограничение возможностей, которая человека тянет в не присутствие… или в чисто физическое выматывание (рефлексивное), в то время как ЦИС не работает, (а только – переферийная). Так вот, для того, чтобы произведение становилось актуальным, - нужен собеседник. Собеседник дает ту среду, ту возможность, в которой выстраивается этот мост от говорящего к слушающему. Важно не знание, априорное.


Если я знаю заранее, я как бы отталкиваюсь от него! Если я пытаюсь его (собеседника) с собой знакомить, то и возникает этот мост. И эта удивительная благодать.


Мы воспринимаем пространство, в котором мы вместе начинаем ощущать авторское дыхание, его желание с нами говорить, его желание в нас что-то привносить, переделывать, в нас что-то открывать. Приходит что-то новое, неповторимое; вот это неповторимое живет во времени, одолевая пространства,  а повторимое исчезает. И объем, емкость восприятия  начинают играть, звучать.


Мой педагог  Д.Н.Журавлев говорил: "В этом таинственном пространстве, которое рождается"…Сознание приближается к моменту , когда… «Пришла пора – она влюбилась!» И какая буря эмоций там происходит! Какое борение! Какие силы там страшные, раздирающие! Какой ад!


Мне хотелось бы показать вам сегодня несколько примеров того, как рождается СЛОВО. На примере рассказа А.Платонова   «Цветок на земле». Мне кажется, что процесс – чрезвычайно сегодняшний.


Этот процесс рождения цветка на земле абсолютно идентичен тому, что происходит с нами, когда мы через слово, вдруг оживляем чувства, проникаем в сознание, оплодотворяем его. Этот рассказ такой мудрый и такой глубокий, что он несет то самое тайное: преображение абсолютно неживого материала в живое, зримое, чуткое, доброе, созидательное! Когда соприкасаешься с таким произведением, полное ощущение, что душа твоя откликается, раскрывается, расцветает и ты начинаешь чувствовать пространство как созидающее, как будто оно в тебе самом преображается во что-то, и выходишь после подобного концерта, общения с ощущением того, что в тебе что-то выросло. Вырос какой-то новый цветок.


Мне еще хотелось поделиться с вами одним произведением.

Швыдкой по ТV  обсуждает, нужна ли нам (и языку) не нормативная лексика, на что я спрашиваю, нужна ли нормативная, , по всей вероятности, не нужна. То задает вопрос об актуальности чеховского творчества…то – о Гоголе… И - находятся люди, которые говорят – да! Да! Устарел! Что его письма друзьям – бред…А вот над чем Гоголь издевался, высмеивал и пытался гиперболизировать, чтобы люди увидели, переоценили свои пороки и недостатки. (А сейчас – это лучшие качества, из которых люди делают деньги и благосостояние…И поэтому поводу я хочу прочесть маленький рассказ (рассказ А.Чехова про Надю, которая жалела себя). Удивительный писатель Чехов, - скромный, застенчивый, любящий, и невероятно ответственный перед всеми этими чувствами. В силу того, что он был врач, и жизнь его заставляла видеть болезни людей, он видел не только внешние болезни, но и внутренние; причину их болезней он видел в искажении душ, в их больных самолюбиях, в их самомнении, неправильной оценке себя. И он, вероятно, старается открыть людям глаза на то, что они совсем не таковы, какими они сами себе кажутся.


Но в отношении детей, в отношении к животным, отношении к тонким вещам он был удивительно чуток, и мне кажется, что это все делает А.П.Чехова одним из благороднейших писателей. Он никогда не хотел казаться чем бы то ни было. Он недаром говорил, что всю жизнь по капле выдавливал из себя раба. И в своем бытии он очень хорошо ощущал свои права и обязанности. И эти обязанности были – скромность и сдержанность, ради концентрации чувств и мыслей, потому что он сам был болен. И при всей, может быть, страстной своей натуре, он не позволил себе в чувствах распускаться.    

         

Вероятно, поэтому он женился на актрисе, очень мужественной женщине, целиком поглощенной театром, поглощенной тем, что Чехов любил больше всего на свете. Потому что любовь к театру вытащила его из ничтожества. Братья его все были очень    «пригодные» люди, а А.П.Чехова отец считал самым непригодным человеком. И считал, что место ему  - в лавке. Но он убегал в театр! Сидя на галерке, он видел все спектакли, которые привозили в Таганрог и становился, таким образом тем, чем он стал. Он понял и принял благую весть, которую несет театр: возможность через сцену рассказывать людям в зале о них самих, подтягивать их до уровня своего понимания и совершать в душах те изменения, которые вызывают созидающее, очищающее, облагораживающее чувство.


В нашей литературе очень много писателей, которые создают почву для размышлений. Дают право, приобщаясь к ним,  чувствовать себя на уровне или, по крайней мере – подниматься к уровню автора. У нас есть эта  возможность. Поэтому мне и захотелось вести циклы этих лекций людям, которые стремятся развивать свою душу, открывать новые ресурсы, возможности собственного одухотворенного развития. Слово может, пролетев через тех, которые пришли в зал, отразиться где-то еще (кто-то кому-то будет рассказывать, и снова появится интерес к настоящей литературе, к настоящему русскому слову, к благодати, которую можно получить оттого, что мы слышим, видим, помышляем и чувствуем)


Сейчас вы услышите, как можно актуализировать произведение, написанное 100 лет назад, не только проживанием сегодняшнего момента можно оживить сказки и т.д. В него еще надо вложить собственное отношение к событию, мысль, которая связывает внутри рассказчика, сегодняшний день с днем прошедшим. И таким образом происходит проекция тех старых времен на сегодняшний день.


( Крейтер  читает  «Окаянные дни» И.Бунина)


Дорогие друзья, я надеюсь, что наши сегодняшние фрагменты произвели в ваших душах вещие преобразования, которые заставят подумать, что искусство  способно созидать, будить энергию. Это великая сила, а  СЛОВО – ЭТО МОГУЩЕСТВО НАЦИИ, которая обязана любить, ценить, лелеять и поднимать свою речь до художественного творчества…


Спасибо вам за все!                                                                                              

Категория: Жизнь Слова | Добавил: Admin_Helen (08.01.2010)
Просмотров: 651 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Жизнь Слова [6]
Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь Слову жизнь дана. Из древней тьмы на мировом погосте, Звучат лишь письмена
Поиск
Наш опрос
Что бы Вы хотели видеть на сайте?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0