Суббота, 18.05.2024, 11:20
Приветствую Вас Инкогнито | RSS

Сюзанна Павловна Серова

Главная » 2009 » Декабрь » 28 » Студенты ГИТИСа ставят «Пушкинский дом»
11:35
Студенты ГИТИСа ставят «Пушкинский дом»

    Голос России

Театр  имеет дело с историей

Новое здание театра ГИТИС /фото РИА НовостиНовый учебный год студенты режиссерского факультета ГИТИСа начали с работы над постановкой спектакля «Пушкинский дом» по роману Андрея Битова. ГИТИС – Российская академия театрального искусства,- крупнейший театральный вуз Европы и один из крупнейших в мире. История этого театрального центра началась еще в 1878 году, когда под патронажем Общества любителей музыкального и драматического искусства в Москве открылась Музыкальная школа, которая затем была переименована в Музыкально-драматическое училище, а в 1918 году получила статус Института. В 1922 году после объединения с театральной мастерской Мейерхольда утверждается его новое название – Государственный Институт Театрального Искусства – ГИТИС, получивший за долгие годы своего существования всемирное признание в театральном мире.

В главном корпусе ГИТИСа, в Малом Кисловском переулке, вблизи Московской Консерватории, можно увидеть галерею фотографий выдающихся режиссеров и артистов, которые здесь преподавали. Среди них – Владимир Немирович-Данченко, Михаил Тарханов, Анатолий Эфрос, Юрий Завадский. Прославился ГИТИС и своими выпускниками, ставшими звездами российского театра. Успешно работает ГИТИС, ставший теперь Российской Академией театрального искусства, и в наши дни. На восьми факультетах ведутся курсы по всем театральным специальностям, преподают известные артисты и режиссеры. Много лет посвятила педагогической работе в ГИТИСе заслуженный деятель культуры Российской Федерации, актриса, режиссер, поэт, профессор Сюзанна Серова. В новом учебном году она ведет занятия со студентами третьего курса режиссерского факультета по технике речи, готовит с ними постановку «Пушкинского дома» Андрея Битова.

- На режиссерский факультет в основном поступают молодые люди, уже имеющие опыт как артисты или работы в театральных студиях,- отметила в интервью «Голосу России» Сюзанна Серова.- Поэтому на занятиях с ними я больше внимания уделяю именно творчеству. Но техника речи тоже необходима и артистам, и режиссерам. Ведь речь – это творчество. Недаром слово «речь» созвучно с рекой, с потоком. У речи тоже должна быть глубина и главное – перспектива, которая и являет тот основной действенный импульс речи, определяя, куда она направлена, ради чего говорится.

- А что такое сценическая речь?

- В театре мы имеем дело с историей. Всякая классическая пьеса имеет удивительную емкость, она сохраняет время, и грамотный, образованный талантливый актер должен чувствовать: в пьесах Шекспира нельзя говорить так, как в пьесах Островского, в пьесах Островского нельзя играть так, как в пьесах Чехова,- направленность речевого потока, психическая энергия совсем другая. Все это должен знать артист, и, конечно, режиссер. Анализ текста, речи неразрывно связаны с самим творческим процессом. И вот сейчас с будущими режиссерами мы проводим очень интересную работу по анализу романа Андрея Битова «Пушкинский дом». Это своеобразное исследование произведения, как бы взгляд со стороны на то, как развивается тема романа, как проходит в этой теме биография главного героя, как развивается его характер. То есть, мои студенты должны увидеть общую картину одной судьбы. А судьба главного героя «Пушкинского дома» — ленинградского филолога Левы Одоевцева, очень интересна, как и его работа в Институте русской литературы, который известен как Пушкинский дом. Понять устремления героя, понять суть его взаимоотношений в семье – очень важно для подготовки затем инсценировки романа. А я выступаю в качестве консультанта, выслушиваю мнения студентов, их идеи, задаю вопросы. Пока мы готовим литературный материал, драматургию для постановки. Мне легко работать с моими студентами, мы находим общий язык. Я уверена, что итогом нашей работы будет очень интересный спектакль. Помимо «Пушкинского дома» мы будет готовить постановку пьесы Александра Блока «Песня судьбы», в ней будут участвовать студенты актерского факультета.

Сюзанна Серова принимала участие в выпуске курсов в ГИТИСе Олега Табакова, Петра Фоменко, Сергея Женовича. На основе этих курсов были созданы знаменитая «Табакерка», Мастерская Петра Фоменко, Студия театрального искусства Сергея Женовича. Многие из учеников Серовой стали известными актерами, лауреатами различных премий, в том числе премии имени Станиславского и премии «Золотая маска». Насколько отличаются от ее прежних учеников нынешние студенты Российской Академии театрального искусства?

- Да, конечно, новое поколение наших студентов имеет свои характерные особенности. Молодые люди стали более проблемными. Например, они внутренне недоверчивы, что является отражением времени. Но их можно собрать на взаимном доверии. Как и прежде, когда идет набор студентов, мы встречаемся с двумя типами личностей. Один тип – молодые люди, стремящиеся к звездности, к самовыражению. И есть такие, кто, желая получить профессию актера, режиссера, хотят уйти от реальности, ищут в театре ту среду, в которой можно жить идеалами. Это опасно. Но жаловаться на нынешних студентов не приходится. Вот и студентов режиссерского факультета, с которыми я сейчас занимаюсь, я уважаю за их независимость, самостоятельность, внутреннюю зрелость. У них много идей. И часто мы просто вместе обсуждаем вопросы литературы, театра. Тревожит отсутствие современной драматургии. Похоже, что еще просто не сформировался импульс времени. А театр? Мне лично кажется, что театр пойдет в сторону романтизма. Появится у него герой, связанный с опорой на собственные силы, вне экономических условий, от которых так зависит современная жизнь общества. Должен появиться герой ,для которого это не главное, а важнее моральные, нравственные принципы.

В интервью с Сюзанной Серовой были затронуты и ее работы вне стен Российской академии театрального искусства, но имеющие непосредственное отношение к нашей культурной жизни. Уже давно Сюзанна Серова ведет кружок художественного слова при Московском Доме ученых.

- У нас очень живой, замечательный коллектив энтузиастов,- говорит Сюзанна Серова. Нас объединяет любовь к слову. Мы проводим литературно-музыкальные вечера, посвященные памятным событиям отечественной истории и культуры. Так, например, к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне мы провели вечер «Честь имею!», на котором звучали стихи и песни военных лет. Очень интересными были вечер «Чехов и дети», вечер, посвященный столетию со дня рождения Михаила Шолохова. Сейчас мы собираем материал для новой программы — «История России в произведениях Алексея Константиновича Толстого».В программу войдут романсы на его стихотворения, фрагменты из его пьес. Хочется напомнить современникам об этом замечательном русском поэте и драматурге.
Стихотворения, эссе пишет и сама Сюзанна Серова. В прошлом году вышла ее книга «В зеркале сцены». Дочь Павла Барто – известного поэта и орнитолога, она с раннего детства находилась в атмосфере любви к поэзии, к художественному слову. Но писательский дар проявился у нее только к тридцати годам. В книге «В зеркале сцены» Сюзанна Серова делится воспоминаниями о родных и близких, пишет об истории своего рода, о том, как протекала ее жизнь в театре, предваряя этими эссе сборник стихотворений, многие из которых посвящены любимым ею поэтам и писателям, героям их произведений. Общение с таким интересным, творческим человеком, несомненно, окажет положительное влияние на студентов Российской академии театрального искусства, в руках которых ближайшее будущее отечественного театра.

Элла Карахан


Категория: Творческое окружение Сюзанны Павловны Серовой | Просмотров: 1128 | Добавил: Admin_Helen | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0