ВСЕ О "МАСТЕРСКОЙ П.Н.ФОМЕНКО"
Сергей
Женовач
"Экран и сцена", №28-29,
07-2007 13 июля Петру Наумовичу
Фоменко исполнилось 75! "Экран
и сцена" с радостью
присоединяет свои
восхищение и поздравления
к общему могучему потоку
речей во славу любимого
режиссёра.
Для меня всё, что связано
с Петром Наумовичем
Фоменко, – это большая
часть моей жизни. А когда
человека любишь, уважаешь
(а он действительно для
меня главный учитель) и,
зная, как он сам не любит
давать интервью, говорить
о себе, сразу
представляешь его ухмылку,
его взгляд из-под бровей.
Но не высказаться нельзя,
и дело не в юбилее. В день
рождения, несмотря на всю
суету, хочется просто
признаться в любви.
Пётр Наумович – это
некая стихия, некое
явление природы, некая
природная аномалия. В
Петре Наумовиче очень
сильно лицедейское,
непредсказуемое начало.
Он удивительно
парадоксально мыслит,
блистательно владеет
интонацией, только ему
одному ведомой, одному ему
присущей. Он парадоксален
сам по себе. Неслучайно у
него любимые слова – "но"
и "хотя". И сразу весь
смысл переворачивается.
Он великий лицедей и
провокатор. Фоменко любит
взрывать ситуацию,
непредсказуемо её
разворачивать, и в этом он
всегда живой, подвижный,
интересный.
Петру Наумовичу я не
просто признателен,
благодарен. Благодаря ему
у меня возникла
возможность постигать
профессию, что-то принимая,
что-то не принимая. А самое
важное, самое главное –
можно было заниматься
театром, оставаясь верным
самому себе. У Петра
Наумовича есть
замечательное свойство –
он никогда не навязывает
себя другим. Ему всегда
легче уйти в сторону,
убежать. Он и на все свои
дни рождения куда-нибудь
убегает, и в этот раз 13
июля его тоже наверняка в
Москве не будет.
И хотя сейчас мы видимся
редко, и я не работаю в "Мастерской",
занимаюсь "Студией
театрального искусства"
и со студентами на
режиссёрском факультете
ГИТИСа, всё равно всегда
нахожусь во внутреннем
диалоге с Петром
Наумовичем. И мне кажется,
что такое общение не менее
прочное и весомое, как
если бы мы встречались
каждый день. Происходит
некое осмысление тех лет,
которые пройдены вместе.
Это и пять лет учёбы, и
больше пятнадцати лет
педагогической
деятельности. Петру
Наумовичу удалось собрать
на своём курсе в ГИТИСе
потрясающую команду
педагогов. Не просто людей,
которые похожи друг на
друга, – они абсолютно
разные. И он был главой
этой многоголовой "гидры",
которая и дала такой
мощный эффект. После его
ухода из института,
конечно, было трудно, и,
главное, мне казалось
правильным сохранить эту
команду педагогов. Потому
что и Евгений Борисович
Каменькович, и Ольга
Васильевна Фирсова, и
Сюзанна Павловна Серова, и
Алла Михайловна Сигалова,
и Николай Васильевич
Карпов – это те люди,
которые услышали друг
друга и вместе, но с разных
ракурсов, занимались
одним педагогическим
процессом. Пётр Наумович
умел жить в
педагогическом ансамбле,
оставаясь "хоровождём".
И хотя, я повторю, Пётр
Наумович склонен к
взрывам, провокациям, это
не мешало ему, а наоборот
помогало не уйти в какую-то
эйфорию от того, что мы все
вместе делали. И те уроки,
которые остались в памяти,
мне помогают.
Например, когда приходил
новый курс, Пётр Наумович
говорил, что надо начинать
всё с нуля. Набранный курс
определяет программу
обучения. Люди определяют
программу, а не программа
людей. Я также всегда
вспоминаю мысль Петра
Наумовича о том, как важно
в жизни держать удар, и от
хвалебных, и от
критических слов. А когда
мы ещё учились, я даже
записывал "словарь
терминов" Петра
Наумовича. Сейчас эти
слова, наверное, уже
другие, но тогда были и "магический
кристалл", и "энергия
заблуждения". Это
толстовское выражение,
которое благодаря Петру
Наумовичу вольно вошло в
обиход и критических
статей, и интервью.
И конечно, всегда
восхищает любовь Петра
Наумовича к слову и к
автору. Он предан своим
авторам – Пушкину,
Толстому, Островскому,
Бахтину, тем, кто
сопровождает его всю
жизнь. У меня были
действительно счастливые
моменты, когда в Театре
имени Маяковского я
вместе с однокурсником
Сергеем Качановым был
ассистентом режиссёра на
спектакле "Дело" по
Сухово-Кобылину.
Спектакль, к сожалению, в
этом театре не вышел, но
это была для меня школа
разбора и анализа.
Для Петра Наумовича "что"
есть "как", а "как"
есть "что". Когда ты
начинаешь постигать
профессию, возникает
некое образное решение, но
что оно означает, и что за
ним стоит, сам человек не
всегда осознаёт, и иногда
этот шифр и другому
человеку не внятен. Иной
наоборот – знает, может
говорить часами о том, что
хочется сделать, а в
пространстве, ритме,
мизансцене он это
выразить не сможет. У
Петра Наумовича сразу
рождаются решения. И он
ими жонглирует, он их
меняет, переставляет, но
они в нём существуют. Как и
стихия игры, нежности,
трогательности по
отношению к персонажам. Он
замечает в них и смешное, и
забавное, то, что мы на
курсе называли "светлым
идиотизмом". Он
удивительно наблюдателен,
подмечает детали. Он очень
любит предлагать актёрам
неожиданные "приспособления",
которые и становятся
образом спектакля. Иногда,
к сожалению, бывает, что
артисты этим прикрываются,
а у Петра Наумовича если
убрать "как", ты
уберёшь "что". Для
меня это высшее
проявление
принадлежности к
режиссёрской профессии.
К Петру Наумовичу очень
поздно пришло признание.
Поздно строится театр, всё
очень-очень поздно. Он и
раньше ставил потрясающие,
изумительные спектакли,
переворачивающие наше
представление о театре.
Один из моих любимых
спектаклей Фоменко – "Плоды
просвещения", который
многие годы с успехом шёл
в Театре Маяковского и
который я смотрел
несколько десятков раз –
мне кажется, перевернул
сознание многих
театральных людей. Есть
спектакли, о которых пишут,
которым дают премии,
которые мелькают в
рейтингах, а есть
спектакли, которые
поворачивают
режиссёрскую мысль.
Играть или ставить после
этого, не учитывая этот
опыт, уже нельзя. И
профессиональные люди,
любящие и чувствующие
театр, знают, какие
спектакли меняют
театральное мышление.
Как, например, когда-то
перевернул сознание
зрителей и профессионалов
замечательный
студенческий спектакль
"Борис Годунов",
поставленный Фоменко на
курсе Оскара Яковлевича
Ремеза в ГИТИСе, когда в
основе лежало дыхание
пушкинского стиха, когда
ритм объединял образ
мысли и способы игры. Это
было здорово. Некоторые
даже во время спектакля
сидели с диктофонами –
записывали вот этот ритм
стиха, этот единый сплав
"как" и "что".
Пётр Наумович не
переделывает прозу, а ищет
сценический ход, он
вычитывает театр из прозы.
И ставит Толстого, ставит
Пушкина, ставит Бахтина. И
делает это с присущей ему
любовью к авторам и
остервенелостью в работе.
Он пьянеет от работы. Он
может репетировать
сутками в буквальном
смысле этого слова. Он
очень тонко чувствует
интонацию того или иного
произведения, и его
спектакли интересно не
только смотреть, но и
слушать.
Хочется пожелать Петру
Наумовичу сил, терпения
для того, чтобы строить
свой дом-театр на берегу
реки Москвы.
Петра Наумовича часто за
глаза называют Фомой. Я
никогда не мог этого себе
позволить. Для меня он
всегда Наумыч, –
непредсказуемый, взрывной
и одновременно мудрый, по-детски
наивный, порой
беззащитный и
трогательный, а иногда
упрямый и капризный, и,
конечно, светлый и чуть
сентиментальный. Это всё
для меня Наумыч. Материал сайта:
|