Мы были на её концерте. Сначала – Чакона. Рояль. Пианистка. Что-то очень сосредоточенное. Глубина. Сжатость. Мрак и некое всплывание к свету. Я еще в полудреме. Но постепенно вслушиваюсь. И вот, наконец: DE PROFUNDIS
На сцене небольшой седенький человек обнимает баян, сидя на стулике: Фридрих ЛИПС. Его пальцы движутся по кнопкам и клавишам. И баян начинает дышать, именно дышать мехами, а не играть! - как человек ли, зверь?
Тварь кубическая – Природная ли Божья? Каких только звуков не заставляет музыкантов добывать из металла, дерева ли клеенчатых мехов ли, струн эта, множество лет знакомая мне и неизвестная одновременно женщина: «DE PROFUNDIS CLAMAVI A E DEUM!- Из глубины воззвах к тебе, Господи! Услышь голос мой!» - Слова псалма, стон души одинокой, гонимой…
Слова со дна мук, из глубин притеснений, забвенья и боли… И вот баян, дыша, полифонно возносясь и громыхая как орган древнего храма – жалуется, надеется я молит Природу, людей, Бога ли?
Бездну ли неимоверную галактических мирозданий? Пустоту ли кромешную бездны этой? Помочь взойти из нее бедной бездны: неужели же она – уже без Бога? Который всего лишь грёза, мечта виртуальная, если не объединяет он душ наших?
Или не так? а откуда она у этой женщины? ее ли одной в мире только, мука сия? Или вселенская всей твари смертной?
Баян, Липс и Она схватили душу и повели ее за собой… И это, может быть, наиболее сильная вещь была. Или только мне так показалось?
Но, потом, конечно, гнесинцы великолепно исполнили и «У края пропасти», с дивными переливами звуков от стальных сосудов с водой, АКВАФОНОВ, с натянутыми от горл их струнами, на одном из которых она сама играла и знаменитые СЕМЬ СЛОВ НА КРЕСТЕ – в русле древней традиции, еще от добахианского Шютца исшедшей, где после слов: «Тебе предаю дух свой!» – словно в пронзительно- певучем, звенящем плеске и клике птиц ли, ангелов, – воздымается дух Распятого в райские вертикали...
И толпа двинулась к сцене и кричала и плескала и вызывала автора и исполнителей; тут был в немалом количестве и московский бомонд - Алла Демидова, Вас. Аксенов и Капица, и быв.посол во Франции интеллигентнейший Рыжов, и ярчайший саксофонист Сергей Летов и многие, и многие …
А она,уже, так давно немолодая, сухонькая, с темными кудерьками на голове, увенчанная прайзами королей, императоров, президентов– от Запада до Дальнего Востока, стояла, улыбаясь с напряжением и пристальностью запавших угольно-черных глаз и кланялась и кланялась этой толпе…
«Глаза ее как черные тоннели к тем берегам, где мы когда-то жили…» – вспомнились мне слова одного давнего американского драматурга…
Сколько же в ней этой невероятной – шаманской ли ведьмовской ли, медиумической силы, способной сотворять такое? Или она воспринимает её из глубин Космоса? Или от какой-то молнии, что ли? и вплавляет потом в звук инструментов?
Да, таким когда-то в давних веках поклонялись или же их сжигали!
… Собственно, во времена Сов.Империи власти тогдашние смутно чувствовали ее непокорство и силу и старались её как-то изживать, немало делая для этого… Но главный «Деймон» уже сдох, а последыши , к счастью, не обладали ни властью его, ни интуицией.
Когда-то, за бездной лет, еще в Казани, когда мы были вместе, я остро ощущал необычность ее,– стройной, гибкой с пристальными азийскими глазами, с темной родинкой на заревой щеке,– и непреклонную удаленность её от многих человеческих, «слишком человеческих» привязанностей.
Было в ней что-то от Гриновской Фрези Грант, бегущей по волнам ночного моря, к некой, видимой только ей одной - цели.
И я пытался отразить её образ в ранних своих строчках:
ЗЕЛЕНЫЙ ДЫМ
Мы в лес вошли. Природа пела Звучаньем первых майских дней И вдаль мелодия летела В зеленый дым среди ветвей.
…И звуки буйно рокотали Прелюдией весенних гроз- То пальцы рук твоих летали По белым клавишам берёз! ………………………………………………………………… …И ты ли всем тогда была? Иль все – одной тобою было? Сиянье мига словно мгла Ответ навеки мне затмило.
И мнилось - лучше мне уйти В лесное дрёмное забвенье И никогда в твои пути Не рваться беспокойной тенью... Обсерватория